Горсовет Днепропетровска (Днепра) на днях представил мэру Борису Филатову на подписание документ: переименовать Школу современного изобразительного искусства и дизайна им. В. Сидура в коммунальное предприятие "ДніпроАртСтейдж"
Решение пока не принято, горсовету предстоит голосование, а окончательное решение – непосредственно за Филатовым.
Какое – предположить трудно. Еще месяц назад, в сентябре, у мэра Днепра к советскому скульптору-авангардисту Вадиму Сидуру отношение было весьма лояльное: настолько, что горожане по призыву члена горсовета собирали деньги на установление памятника по мотивам скульптуры Сидура на месте разрушенной ракетным ударом многоэтажки на проспекте Победы.
О сборе средств на памятник сообщил в Facebook* внештатный советник Филатова Евгений Гендин: он написал, что над скульптурой работает заслуженный художник Украины из Днепродзержинска (Каменского) Гарник Хачатрян, она должна в точности повторить скульптуру Сидура, которая находится в экспозиции Третьяковской галереи – "Памятник погибшим от бомб".
Поставить ее планировали на месте ракетного удара – 14 января 2023 года в многоэтажном здании на проспекте Победы были разрушены два подъезда, погибли 46 человек, 80 были ранены. Постпред РФ в ООН Василий Небензя сообщил, что дом поразила украинская ракета ПВО.
Сам художник, уроженец Днепропетровска (Екатеринослава), прошедший Великую Отечественную войну, писал:
"И когда восемнадцатилетним младшим лейтенантом, командиром пулеметного взвода я действительно дошел до своего родного города и своей улицы (Комсомольской – ред.) то уже от угла увидел, что от дома, где я родился и вырос, не осталось ничего. Только печная труба торчала как новаторский памятник моему детству и юности, а рядом разросшийся клен, который мы с отцом посадили за несколько лет перед войной...
Потом я был убит на войне. Но произошло чудо воскресения, и я остался жить. Иногда мне даже кажется, что это было предопределено для того, чтобы я смог в конце концов создать "Памятник погибшим от насилия", "Треблинку", "Памятник погибшим от бомб"... "
Гнедин заверил, что изготовление шестиметровой скульптуры поддерживает мэр Филатов и сын скульптора — Дмитрий Сидур (другой его сын, Михаил, в свое время подарил оригинальную скульптуру Третьяковке).
Неназванная сумма на изготовление была собрана, однако в комментариях на странице Гнедина большинство жителей окрестных домов высказались против: шестиметровая статуя бомбы, вонзающейся в землю, – не тот арт-объект, который они хотели бы видеть под своими окнами на месте трагедии.
"Благодарим за такую инициативу, но нам не хочется жить с ракетой во дворе и смотреть на это каждый день. Достаточно будет мемориальной плиты о событиях 14.01.2023 и обычная обустроенная территория, чтобы там не ходили люди и не стояли машины. А на собранные деньги лучше закупить дроны или машины для сил обороны", – написала в самом популярном комментарии горожанка Ксения.
Вадим Сидур – сам по себе неоднозначная фигура, особенно по части идеологических взглядов. На Украине его принято считать диссидентом и почти антисоветчиком благодаря нескольким фактам:
1) В своих мемуарах Сидур писал о голоде на Украине в 30-е годы (Голодоморе, как теперь принято говорить в украинском нарративе), который художник застал в Днепропетровске;
2) Работы Сидура еще при его жизни, в 60-70-е годы выставлялись на выставках в капстранах, в том числе – в ФРГ, благодаря его дружбе со многими европейскими художниками и литераторами, включая слависта Карла Аймермахера;
3) В творчестве художника был период обвинений в формализме, впрочем – недолгий.
Скульптура "Памятник погибшим от бомб" оказалась в Москве, и тем более в Третьяковке не сразу. Изначально она была установлена в немецком Вюрцбурге. В Германии по сей день остаются еще две знаменитые работы Сидура – "Взывающий" в Дюссельдорфе и "Треблинка" – в Берлине.
Великой Отечественной (и Второй Мировой войне) посвящена значительная часть его произведений: скульптурная композиция "Бабий Яр" находится в Киеве, еще одна работа о жертвах Холокоста – "Формула скорби" – в Пушкине.
"Я – бывший комсомолец, работавший сутками на заводе, сраженный фашистской пулей, обильно поливший своим потом и кровью советскую землю, я, веривший в вождя и вождю, а потом речам на XX съезде, я утверждаю, что я и есть тот, кто имеет право спокойно жить и трудиться", – писал о себе Сидур в 1970-м.
Клеймо "антисоветчиков" и "борцов с режимом" закрепилось, впрочем, за многими (если не за всеми) яркими авангардистами тех лет. Так случилось с Василием Колотевым, чьи картины изображали советскую действительность в пессимистичных тонах, или сюрреалистом Алексеем Сундуковым.
Сидур изображал, разумеется, не только войну: его работы посвящены ликвидаторам Чернобыльской трагедии, женщинам, геометрическим фигурам, музыке, вечным философским темам. Долго и успешно он работал над иллюстрациями книг, в том числе над поэтическими сборниками Юрия Левитанского и Юнны Мориц.
Вадим Сидур был художником, остро реагировавшим на все трагедии и перемены, происходившие в Советском Союзе и за его пределами, художником многогранным и противоречивым.
Относить или не относить личность и творчество Сидура к "деколонизации" и "очищению от советского наследия", на Украине пока не определились, что очевидно уже на примере днепропетровского горсовета.
Впрочем, новости украинской деколонизации за последние дни выглядят следующим образом:
"На автостанции в Нововолынске "красуется" картина с советскими солдатами: депутаты требуют ее демонтировать…"
"Также в селе Николаев (это город в Стрыйском районе – ред.) на Львовщине демонтирован памятник советскому солдату – на территории Львовщины их становится меньше и меньше…"
"В эти дни в Одессе открыли несколько центральных улиц. Впервые с 24.02. И бюст Пушкину теперь в публичном пространстве. Уважаемые одесситы, вы знаете, что нужно делать…"
"И снова проблемы в Червоноградском районе Львовской области. Лопатинская поселковая община до сих пор не провела демонтаж более чем 10 памятников…"
*Компания Meta — владелец Instagram и Facebook — признана экстремистской, ее деятельность в России запрещена