Украинские журналисты ведут обратный отсчет от самого удаленного населенного пункта Днепропетровской области до линии фронта. Полгода назад от села Межевая до фронта было 20 километров, в августе 2025 года - уже 14 километров. В селе живут люди. Последняя напасть для тех, кто остался или же вернулся - нашествие мародеров
В Межевой частично нет электричества, газа и связи. Последний рабочий день отделения „Укрпочты“ завершился во второй половине дня тридцатого августа в полутьме и при блёклом свечении лампы, запитанной от генератора. Магазины закрыты уже с месяц, продукты доставляют волонтёры к администрации — в основном это коробки с маркировкой „Всемирная программа продовольствия“ ООН. С водой проблема не так остра, потому что у некоторых селян есть колодцы.
„Конечно, плохо, но терпимо. Потому что пока тепло, понимаете? А если начнёт холодать, то… Как жить, если газа даже нет?“ — говорит волонтёрам местная жительница.
Женщина не планирует никуда уезжать, потому что некуда. И многие жители этого села разделяют её позицию: уезжать, в общем-то, некуда и не к кому. Стариков оставлять тем, кто помоложе, тоже не хочется.
„Началось мародёрство, и люди возвращаются в свои родные дома. Потому что дом — это дом“, — сказала она.
„Пенсию невозможно получить! Они не дают по карточке“, — говорит другая женщина из очереди у здания администрации. Она и её знакомые приехали в Межевую на велосипедах из Новопавловки. Велосипеды здесь — это основной и единственный доступный вид транспорта.
А в другой части села нет электричества, но есть газ. В основном те люди, которые эвакуировались, но вернулись потом обратно, сделали это из-за мародёров.
„…уехали, попросили меня присматривать. Я зашёл, смотрю — лазят, воруют“, — рассказал пожилой мужчина. — „Надо, конечно, войну закончить. Банкоматов нет, аптек нет…“
Другой пенсионер живёт здесь совершенно один. Он похоронил жену, похоронил сорокапятилетнего сына.
„Как жить? Надо, чтобы свет был, вода была, и, самое главное, войны не было“, — говорит пожилая женщина. — „Страшно: летает над головой, свистит, гудит. Я Бога прошу, чтобы кончилась война“.
В Межевую расселяли беженцев из Покровска (Красноармейск, подконтрольная Киеву часть ДНР) и Авдеевки (ДНР). Только пару месяцев назад они жаловались, как им надоело переезжать из города в город, с места на место. Но главный вопрос — почему украинские власти селят беженцев в прифронтовой зоне — остаётся без ответа.
Две недели назад в Межевой остался только один врач — и тот стоматолог. Комендантский час — с девяти вечера до пяти утра.
Единственный супермаркет больше не работает. Часть сотрудников уволилась, часть перевели в супермаркеты сети в других городах. Руководство сети приняло такое решение из-за ситуации с безопасностью. Насколько такой магазин был востребован в селе, подтверждает то, что десять лет назад, в январе две тысячи пятнадцатого года, при открытии в дверях случилась давка. В магазин единовременно попытались зайти несколько сотен человек.
Всё это не значит, что Межевая — обычный мирный посёлок. Это только одна сторона медали, которую показывают и которую разрешено показывать украинским волонтёрам и журналистам. Межевая — это логистический узел для снабжения ВСУ. Через населённый пункт проходит железная дорога, а также автомобильная дорога на Покровск. В четырнадцати километрах на север проходит трасса Павлоград–Покровск.
В сельской больнице сделали ремонт во время СВО. Тогда расчёт был на то, что экономический фронт будет делать всё для военных. В больнице лечили раненых военнослужащих ВСУ — был оборудован госпиталь. Также здесь проходили военно-врачебную комиссию принудительно мобилизованные граждане — всего-то полгода назад.
„Фото- и видеосъёмка запрещены!“ — говорится в объявлении на первом этаже. Операционный стол из отделения хирургии куда-то увезли. Мирным жителям, видимо, он не нужен — видимо, сочли те, кто вывозил медицинское оборудование.
Подготовка к боевым действиям со стороны Украины шла уже за год до специальной военной операции России. В январе две тысячи двадцать первого года жители на тот момент двадцатидвухтысячной Межевой с удивлением узнали, что на железнодорожной станции в селе больше не продают билеты на поезда. Более того, составы стали проходящими, и местным ничего не оставалось, кроме как махать платочком с перрона. Железнодорожное сообщение с Днепропетровском открыли в марте две тысячи двадцать второго года. Сейчас уехать из Межевой можно на частной маршрутке рейсом на пять тридцать утра или полдень.